- Майя Плисецкая с дядей Асафом Мессерер
- Арест отца
- «Годы странствий» после Большого театра
- Скорый брак и обвинения в шпионаже
- Период испытаний и обучения
- Интересные факты о Майе Плисецкой
- Лучшие роли Майи Плисецкой на сцене
- Расширяя границы: мировые гастроли и балетмейстерская практика
- Шпицберген
- Путь наверх: прыжковое мастерство и сольные партии
- Важные события в жизни
- Детство
- Признание и награды
- Зарубежные гастроли и новаторские приемы в Большом театре
- «Удочеренная» дочь балерины
- Творческий путь
- Солистка Большого театра
- Учёба и начало карьеры
- Первые выступления
Майя Плисецкая с дядей Асафом Мессерер
В 1943 году Плисецкая окончила Московское хореографическое училище. А танец «Умирающий лебедь» на музыку Камиллы Сен-Санс, прославивший ее на весь мир, она танцевала еще будучи студенткой.
После колледжа Майю приняли в балетную труппу Большого театра. Вскоре талантливая девушка стала главной танцовщицей театра. Свою первую роль она сыграла в 1945 году: она была осенней феей в «Золушке» Прокофьева. Два года спустя она сыграла Одетту и Одилию в «Лебедином озере» Чайковского. Среди других наиболее известных партий танцовщицы: Аврора в «Спящей красавице», Раймонда в одноименном балете Глазунова, Дама Медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Мехменэ-Бану в «Легенде о любви» Меликова.
В 1959 году Плисецкая получила звание Народной артистки СССР. Она стала прима-балериной Большого театра. Плисецкая танцевала не только классику. В 1967 году кубинский хореограф Альберто Алонсо специально для нее поставил «Кармен-сюиту». Роль Кармен в исполнении Плисецкой — одна из самых известных в истории мирового балета.
В начале 1970-х годов Плисецкая успешно дебютировала как хореограф. После постановки балета Щедрина «Чайка» Плисецкую пригласили стать художественным руководителем балета Римской оперы.
Майя Плисецкая, 1966 г
Катрин Денев, Ив Сен-Лоран и Майя Плисецкая на вечеринке (1967)
Ив Сен-Лоран и Майя Плисецкая
С конца 1980-х танцор работал в основном в Испании. В 1990 году он ушел из Большого театра, а через пять лет организовал и руководил труппой Российского императорского балета».
Она была гражданкой Литвы со своим мужем Родионом Щедриным.
Арест отца
Михаил Плисецкий был преданным коммунистом, его разочаровало не отсутствие идеологии, а дружба с Ричардом Пикелем. Пикель тоже не делал ничего плохого, но ему не повезло работать секретарем Троцкого, а Сталин пытался уничтожить всех, кто имел хоть какое-то отношение к Троцкому. Уже когда семья Плисецких уехала на север, Пикел оказался в опале, его уволили с поста директора Камерного театра Таирова, а его друг Михаил позвал его с собой, назначив своим заместителем. В 1936 году Пикела обвинили в причастности к троцкистско-зиновьевскому террористическому центру и расстреляли. Вскоре приехали за отцом Плисецкой.
Нет, это произошло не сразу, после того, как он вернулся со Шпицбергена, его повысили, и какое-то время дела шли хорошо. Но потом его выгнали из партии и сразу уволили. 30 апреля 1937 года в пять часов утра Михаил Плисецкий был арестован. «Эти рассветные аресты много раз описывались в литературе, в фильмах, в театральных сценах. Но жить одному, поверьте, очень страшно. Внешняя грубость. Исследовательская работа. Весь дом перевернут. Ревущая, цепляющаяся, беременная — живот, растрепанная мать », — вспоминает Майя.
Когда это случилось, мать Майи была на седьмом месяце беременности. Она отправила в поле свою старшую дочь и родила младшего брата. Жить было не на что, осталась одна с тремя детьми и потихоньку начала продавать вещи. Но, как оказалось, это было еще не самое худшее.
«Годы странствий» после Большого театра
Майя Плисецкая. Фото из архива Майи Плисецкой
Майя Плисецкая исполняет композицию «Ave Maya». Фото: Владимир Вяткин / classicmusicnews.ru
Майя Плисецкая. Фото: izbrannoe.com
В конце 1980-х отношения Майи Плисецкой с руководством Большого театра испортились. Он ушел из театра, но карьеру не прервал. С концертами Плисецкая объездила почти весь мир, побывала в Аргентине, США, Японии, Польше, Франции. В своих мемуарах Плисецкая назвала этот период своей жизни годами странствий. После распада СССР он уехал из страны и в 1994 году получил литовское гражданство, хотя почти всегда проживал в Монако.
В Германии меня знают меньше, чем во Франции, Америке, Испании. Меньше, чем в Японии и Аргентине. И совсем меньше, чем в России. Однако пока мало кто знает, что я в Германии, в Мюнхене. Может мне понадобится больше. Автографы просят только танцоры. Жить легче. Но — это необычно Майя Плисецкая, «Я, Майя Плисецкая»
Плисецкая часто бывала в России. В 1994 году он выпустил книгу «Я, Майя Плисецкая», в которой рассказал о своей жизни. В том же году артист возглавил жюри Международного конкурса артистов балета «Майя», который до 1998 года проходил в Санкт-Петербурге.
Танцовщица не уходила со сцены и в более поздние годы. Она выступала со старыми номерами и играла в новых постановках. В 1995 году, к своему 70-летию, Плисецкая исполнила «Аве Майя», созданную специально для нее французским хореографом Морисом Бежаром. Художник много раз бывал в Японии: «Это тоже моя страна. Я нравлюсь японским зрителям ». В 2000 году в Токио состоялась премьера спектакля« Крылья кимоно », в котором танцовщица исполнила роль Небесной феи, а в 2003 году поставила здесь танец для мюзикла« Аида » по опере итальянского композитора Джузеппе Верди.
В последние годы жизни Плисецкая не занималась танцами, вела мастер-классы, писала мемуары. В ноябре 2015 года Большой театр планировал провести гала-концерт в честь 90-летия балерины. Майя Плисецкая не дожила до своего дня рождения: она умерла 2 мая 2015 года. В завещании она писала, что после смерти мужа их прах будет слит и развеян в России.
Скорый брак и обвинения в шпионаже
В 1956 году Майя Плисецкая, не известив родственников, вышла замуж за Мариса Лиепа, с которым также познакомилась в Большом театре — во время фестиваля латышской культуры. Как описал в ее книге брат танцовщицы Азарий Плисецкий, она без колебаний влюбилась в танцовщицу на 11 лет младше ее: «Марис невозможно было не увлечься. Высокая, статная, очень уверенная в себе, породистая, ухоженная по-европейски… »Плисецкая пригласила Лиепу выступить с ней на Днях культуры СССР в Венгрии. Они приехали в Будапешт мужем и женой.
Майя Плисецкая была замужем за Марисом Лиепой всего три месяца — развод не помешал им в дальнейшем танцевать вместе
Официально брак артистов продлился всего три месяца, а их совместная жизнь и того меньше — около двух недель. По словам Азария Плисецкого, пара быстро поняла, что они не подходят друг другу, и расстались без скандала и «попали в тарелку».
Примерно в то же время Майей Михайловной заинтересовались сотрудники КГБ. Причиной тому стало его знакомство со вторым секретарем посольства Великобритании Джоном Морганом. Известно, что мужчина сам подошел к балерине на одном из приемов и заговорил с ней по-русски, выразив свое восхищение балетом.
Танцовщицу заподозрили в шпионаже, когда она познакомилась с британским дипломатом Джоном Морганом в 1950-х годах
Впоследствии за Плисецкой было установлено наблюдение: сотрудники КГБ приняли за отношения отношения балерины с британским дипломатом и, по некоторым данным, заподозрили ее в шпионаже.
Однако сама Майя Михайловна, конечно, отрицала свою тесную связь с Иоанном. В своих мемуарах он писал, что встречался с Морганом всего несколько раз и только в присутствии третьих лиц. «Но последствия наших встреч, к сожалению, носили следственный характер. Оперативная машина КГБ начала преследовать меня по пятам. «Круглосуточно», — вспоминала танцовщица. Несколько лет Плисецкой запрещали выезжать за границу.
Период испытаний и обучения
Печально известный 1937 год стал трагедией для семьи будущей балерины. Отец был арестован в мае и через семь месяцев расстрелян. Через год мама Майи пошла на спектакль «Спящая красавица» в Большом театре, где одну из ролей исполнила ее младшая сестра Суламифь Мессерер. Рэйчел арестовали во время шоу. Мать Плисецкой, как жена врага народа, была приговорена к ссылке в Чимкент (ныне Шымкент) и разлучена с дочерью. Тринадцатилетняя Майя, оставшаяся без родителей, была удочерена Суламифью.
К счастью, Рэйчел Мессерер не постигла участь мужа: в изгнании она даже успела научить танцевать, но встречи с семьей были запрещены на многие месяцы. Только в 1939 году Майе разрешили навестить мать. Во время этого путешествия на одном из танцевальных вечеров 14-летняя танцовщица впервые вышла на сцену с миниатюрой «Умирающий лебедь». Рэйчел Мессерер была освобождена, и ей разрешили вернуться на родину только два года спустя.
В то время Майя Плисецкая продолжила обучение в хореографическом училище. В 1941 году участвовал в дипломном спектакле Леонида Якобсона с номером «Экспромт» на музыку Чайковского.
Великая Отечественная война и эвакуация в Свердловск (нынешний Екатеринбург) стали новым испытанием для танцовщицы и ее семьи. Продолжить практику и занятия в том же объеме оказалось невозможным: экипаж и преподаватели рассредоточились по городам. Положение спасла Суламифь Мессерер, приехавшая в эвакуацию Свердловска с идеей поставить «Лебединое озеро». Майя Плисецкая снова играет главную роль.
Эвакуация не заставила себя долго ждать: в 1942 году танцор вернулся в столицу. Через год окончила хореографическое училище. На выпускном экзамене Плисецкая станцевала «Царицу дриад» из балета «Дон Кихот». После отличного экзамена она поступила в труппу Большого театра — но пока только на позицию артистки балета с минимальной зарплатой.
Интересные факты о Майе Плисецкой
Творческая натура Плисецкой в полной мере проявилась в ее увлечении. Мало кто знает, что танцора интересовали смешные имена. Итак, его «коллекция» в разное время пополнилась такими жемчужинами служебных паспортов: Потаскушкин, Негодяев, Дамочкин-Вижачих.
Дружба с политиком Робертом Кеннеди вызвала много сплетен. Однако не всем объяснять, что волей судьбы у них был «общий» день рождения, а искрометному таланту русского артиста сам политик отдал должное.
В целом танцовщица отличалась невероятным чувством стиля, которое даже в скудные советские годы давало ей возможность выглядеть красиво и «дорого». Его изысканные санузлы были замечены всеми, что, несомненно, давало завистливые поводы для плохих слов. Легендарная женщина всегда выделялась на фоне лучших представителей мировой элиты.
Лучшие роли Майи Плисецкой на сцене
С 1972 года вместе с композитором Родионом Щедриным, который был вторым мужем Плисецкой, она стала ставить спектакли одна с собой в главной роли. Так мир увидел великие постановки: «Анна Каренина», «Дама с собакой», «Чайка», ставшие классикой. К остальным танцорам, конечно, предъявлялись высокие требования. Он неоднократно говорил, что музыку нужно ощущать каждой клеточкой тела, а не просто двигать ею. Благодаря серьезному подходу спектакли захватили зрителя с первых минут.
Активное сотрудничество с лучшими театрами Европы началось в 1983 году. Знаменитый «Умирающий лебедь», поставленный под вокальный аккомпанемент Монсеррат Кабалье, покорил сердца европейской публики.
Финальный спектакль «Дама с собакой» Плисецкая станцевала в статусе прима-балерины Большого театра в 1990 году. Ей было уже 65, но каждое движение было так же гармонично и выверено, как в юности. Однако уход Майи со сцены был вызван скорее противоречиями с лидерством, чем старостью.
Расширяя границы: мировые гастроли и балетмейстерская практика
В 1950-е годы танцор гастролировал как по стране, так и за рубежом. В 1953 году труппа Большого уехала в Индию. В ходе поездки Плисецкая встретилась с премьер-министром Джавахарлалом Неру и пообщалась с жителями страны. К сожалению, активная общественная позиция стоила ей участия в других турах. Театральная труппа совершала поездки в Европу и Китай без Плисецкой, к которым у советских спецслужб возникли вопросы.
Период без путешествий затянулся: в 1958 году, когда артисты Большого театра уехали на гастроли в Лондон, а Майя Плисецкая осталась в Москве, она начала ставить «Лебединое озеро», столь близкое ей в разные периоды жизни. На этот раз она совместила роли танцовщицы и хореографа. Об отношении публики к Плисецкой красноречиво говорит тот факт, что все билеты на премьеру были раскуплены. На первом и последующих выступлениях также присутствовали представители правящей элиты партии. Тогдашний генсек Никита Сергеевич Хрущев не скрывал, что постановка произвела на него впечатление.
Сама Майя Михайловна в своих воспоминаниях о премьере «Лебединого озера» писала умеренно и в то же время глубоко передавая состояние:
«Невозможно описать то, что произошло по окончании разбирательства и после последнего закрытия штормовой завесы. Буря. Извержение Везувия».
Несмотря на безусловный успех «Лебединого озера», запрет на выезд из СССР сохранялся до 1959 года. Затем Плисецкую вместе с труппой Большого выпустили на гастроли в США: ей аплодировала даже американская публика. В том же 1959 году танцор стал народным артистом СССР.
1950-е принесли Плисецкой не только славу хореографа, но и возможность выступать на мировых сценах. В 1955 году она познакомилась со своим будущим мужем, композитором Родионом Щедриным. До этого танцовщица была замужем за латвийским танцором Марисом Лиепой. Отношения Щедрина и Плисецкой начались после посещения премьеры балета «Спартак» в Большом театре. Затем он пришел к танцовщице на репетицию, пригласил ее на прогулку. По воспоминаниям Майи Михайловны, «принял без раздумий».
Шпицберген
Отец Майи был убежденным коммунистом и уверенно продвигался по службе. Получив еще одно назначение, генеральный консул и начальник угольных шахт Свальбарда, он отправился туда с женой, дочерью и восьмимесячным сыном Александром. Мы пересекли всю Европу, дорога была долгой и трудной, а жизнь на новом месте сильно отличалась от московской.
Отец много работал, а мама устроилась телефонисткой. Работа моей матери заключалась в том, чтобы как-то спасти Майю, которая решила покататься на лыжах одна и исчезла. Мать смогла быстро поднять тревогу и за девочкой послали группу лыжников с собакой. Она уже совсем устала, села отдохнуть и заснула. Собака Як (танцовщица писала, что никогда не забудет своего имени) вытащила ее из сугроба и потащила за воротник к людям.
А в 1934 году произошло знаменательное событие: семья приехала на каникулы в Москву, и Майя поступила в танцевальную школу. Так что это было не так уж и сложно, балет не был так популярен. Кандидаты должны обладать отличными физическими данными, крепким здоровьем, музыкальностью и чувством ритма. У него было все это, поэтому балетный мир принял Плисецкую с распростертыми объятиями. Правда, первый год был очень коротким, потому что пришлось ехать обратно на север. Но Майя настолько потеряла балет и школу, что весной ее отправили обратно, на этот раз через Мурманск. Вскоре в Москву вернулись и родители, и брат, и это казалось хорошей новостью, но обернулось трагедией. Однако Майя была не на высоте: у нее были уроки, друзья и свой мир, она даже не до конца понимала, что произошло.
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖАЕТСЯ В РЕКЛАМЕ — ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Путь наверх: прыжковое мастерство и сольные партии
Майя Плисецкая имела настоящий успех после участия в постановке «Шопениана». Он станцевал мазурку — и публика замерла. В своей книге танцовщица вспоминала:
«На двух репетициях с лета я выучил прыгающую мазурку в Шопениане и станцевал ее с огромным успехом… Я сознательно пытался задержаться в воздухе на мгновение на пике каждого прыжка, что вызывало энтузиазм публики. Каждый прыжок сопровождался аплодисментами. Сам я не предполагал, что публике так понравится этот маленький трюк. Успех был действительно большим».
Балет на музыку Шопена оказался по-настоящему счастливым и принес Плисецкой сольные партии. Ее театральная карьера развивалась поступательно: сначала она играла небольшие, но отдельные роли фей в «Спящей красавице». Так что Плисецкую ждали солисты классики Маша из «Щелкунчика», Джульетта из балета «Ромео и Джульетта», Царь-дева из «Горбатого коня».
В 1950 году этап ярких театральных образов продолжился ролью Китри в балете «Дон Кихот». Эта роль стала для артистки такой же знаковой, как Одетта-Одиллия из «Лебединого озера». Кстати, на премьере «Дон Кихота» с Плисецкой в роли Китри присутствовал Рудольф Нуриев, которому тогда было 13 лет. Очевидно, для будущего танцора этот спектакль стал вдохновляющим образцом балетного искусства. Впоследствии Нуриев напомнил, что Плисецкая «подожгла сцену».
Важные события в жизни
- 1943: окончил хореографическое училище и был принят в труппу Большого театра.
- 1944 г. — Маша играет первую главную роль в спектакле «Щелкунчик».
- 1951: присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.
- 1956: выходит замуж за коллегу Мариса Лиепу. Развелись в том же году. Присвоено звание Народного артиста РСФСР.
- 1958: Женится на композиторе Родионе Щедрине. Поставил балет «Лебединое озеро» в Большом театре».
- 1959: присвоено звание Народного артиста СССР.
- 1964: получает Ленинскую премию.
- 1967: исполняет роль Бетси Тверской в опере «Анна Каренина».
- 1972: ставит балет «Анна Каренина».
- 1980: ставит балет «Чайка» в Большом театре».
- 1983: приглашена в качестве художественного руководителя Римского оперного театра, за свои выступления получает премию Виа Кондотти».
- 1984: удостоен звания кавалера Французского ордена искусств и литературы.
- 1985: присвоено звание Героя Социалистического Труда.
- 1990: уволен из Большого театра.
- 1991: Награжден испанским орденом Изабеллы Каттолики.
- 1994: издает автобиографию «Я, Майя Плисецкая».
- 2005: Награжден Международной Императорской премией Японии.
- 2007: Выпущен тринадцатью годами позже. Злые записки в тринадцати главах.
- 2010: выходит книга «Читая мою жизнь…».
- 2011: Награжден японским орденом восходящего солнца.
- 2015: Награжден театральной премией «Золотая маска».
- 2 мая 2015 года: дата смерти. Он умер от обширного инфаркта миокарда.
Детство
На Свальбарде Майя пошла в школу, хорошо научилась кататься на лыжах и впервые за долгую творческую жизнь вышла на сцену. Она занималась художественной самодеятельностью, а в местном клубе театральный клуб поставил спектакль Даргомыжского «Русалка». С этого момента девушка не могла успокоиться, она постоянно начала мечтать о сцене. Он хотел не только выступить, он мечтал о большой публике. Каждую свободную минуту Майя посвящала пению, танцам и импровизации. Заметив в дочери такое творческое наследие, родители решили по возвращении в столицу отдать девочку на занятия в хореографическое училище.
Приехав в Москву в 1934 году, Майя начала обучение в Московском хореографическом училище. Ее педагогом стала Евгения Долинская, она была солисткой Большого театра.
В 1937 году отец Майи был арестован по обвинению в государственной измене. Теплой весенней ночью чекисты увезли его. Майя больше никогда не видела своего отца. Мать Рэйчел в то время была беременна. Второй младший брат Майи, Азарий, родился через два месяца после ареста отца. Через год Михаил Плисецкий был застрелен, назвав его шпионом, но его дочь до конца жизни знала, насколько патриотичным был ее отец. Во время хрущевской оттепели Михаила реабилитируют «за отсутствием состава преступления».
Через некоторое время мою мать арестовали. Ее привезли прямо из Большого театра, откуда она пришла на спектакль сестры Суламифь в «Спящей красавице». Мать назвали женой врага народа и приговорили к 8 годам лишения свободы. Вместе с молодым Азари, только что родившимся, Рахиль была отправлена в лагерь Акмола в Казахстане, где содержались женщины, мужья которых назывались изменниками Отечества.
Чтобы детей не отправили в детские дома, родственники разлучили их. Тетя Суламифь забрала Майю, а брат Александр пошел к дяде Асафу. Так получилось, что самый страшный удар в жизни Майя понесла еще в детстве.
Родственники приложили все усилия, чтобы хоть как-то помочь Рэйчел, и вскоре ее переселили в пустынный поселок в Чимкенте. В 1941 году ей изменили приговор, и ей разрешили вернуться в Москву.
Признание и награды
Мало кто из известных людей может похвастаться таким большим списком наград, который собрала Плисецкая. Среди наиболее значимых:
- три ордена Ленина и орден Трудового Красного Знамени;
- звание Народного артиста РСФСР, СССР и России;
- орден «За заслуги перед Отечеством» — неоценимый вклад в развитие мирового и хореографического искусства;
- звание Героя Социалистического Труда (19.11.1985) за заслуги в развитии хореографического искусства;
- многочисленные международные награды.
Помимо государственных наград Советского правительства и европейских держав, различные пионы (1963 г.), астероид (23.12.1984 г.), площадь и памятник на Большой Дмитровке и граффити бразильских художников Эдуардо Кобра и Агнальдо Брито через несколько лет были названы в честь Плисецкой.
Зарубежные гастроли и новаторские приемы в Большом театре
Майя Плисецкая в роли Анны в опере «Анна Каренина». Фото: Георгий Соловьев / bolshoi.ru
Майя Плисецкая Мультимедиа Арт Музей 1970-х, Москва
Майя Плисецкая в роли Кармен в опере «Кармен-сюита». Фото из архива Майи Плисецкой / bolshoi.ru
Много лет Майя Плисецкая не получала повышения зарплаты. Часто гастролировал по СССР и за рубежом. В 1953 году вместе с другими артистами Большого театра артист был отправлен в Индию. Плисецкая общалась с иностранцами, в том числе с премьер-министром Джавахарлалом Неру, и, как это было принято в то время, сопровождалась сотрудниками КГБ. Когда танцовщица вернулась в Москву, она поняла, что «ограничена выездом за границу»: ее не возили с гастролями в Швейцарию, Францию, Голландию, Китай и другие страны. Майя Плисецкая писала чиновникам, звонила в МИД, но разрешения на выезд так и не получила: «Мои две« выпрашивали »телеграммы к Хрущеву, письма к нему, Булганину, Шепилову — остались без ответа… Никого из руководителей он не хотел говори за меня. Я не слышал ни слова ». Позже Плисецкой рассказали, что в 1958 году КГБ рассматривал его дело по обвинению в контрреволюционной деятельности и работе британской разведки.
В 1958 году, когда большая часть труппы Большого театра уехала в Лондон, Майя Плисецкая осталась в Москве и решила поставить «Лебединое озеро». В этом спектакле она была первым хореографом и хореографом одновременно. Все билеты на премьеру проданы: «Невозможно описать то, что произошло в конце номеров и после последнего закрытия штормовой завесы. Буря. Извержение Везувия », — написала Плисецкая в автобиографии. На ее постановку присутствовали официальные лица: на премьеру приехал президент КГБ Иван Серов, на следующие спектакли — Николай Булганин, Михаил Первухин, Никита Хрущев. Танцовщица вспоминала:« Игра .. даже возбудил Хрущева. Никита Сергеевич покраснел, улыбается, не выходит из коробки, передает привет на сцене».
Плисецкую не выпускали из СССР до апреля 1959 года. Хрущев разрешил ей присоединиться к труппе Большого театра и отправиться на гастроли в США. Американцы с радостью встретили известного танцора. Рецензия журналиста Джона Мартина в New York Times закончилась словами: «Спасибо, Никита Сергеевич!»
В апреле 1967 года кубинский хореограф Альберто Алонсо поставил в Большом театре балет «Кармен-сюита» на музыку Родиона Щедрина. В партиях Майи Плисецкой использовались новаторские приемы, и зрители, привыкшие к традиционной великолепной хореографии этого спектакля, встретили его холодно.
На премьере, как мы старались! Они вышли из своей кожи. Но в Большом зале было холоднее обычного. Не только министр Фурцева и его сотрудники, но и добрая московская публика ждала второго «Дон Кихота», милые вариации на привычную для них тему. Беззаботное развлечение. А здесь все серьезно, ново, странно. Они аплодировали больше из вежливости, из уважения, из любви к предыдущему. Где пируэты? Где цепочка? Где фуэте? Где в круге патроны? Где красивая пачка озорной Китри? Я чувствовала, как зал, как тонущий флагман, погружается в недоумение… «Майя Плисецкая», я, Майя Плисецкая»
В 1970-е годы Плисецкая снова поставила спектакль в Большом театре, теперь это была «Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина. А в 1980 году здесь состоялась премьера «Чайки» по пьесе Антона Чехова.
В 1980-е годы танцовщица много путешествовала и гастролировала по миру: побывала во Франции, Испании и других странах. В 1983 году директор Римского театра оперы и балета пригласил Плисецкую на должность художественного руководителя. Здесь балерина со своей театральной труппой поставила балеты «Раймонда» и «Щелкунчик». За выступления в Римской опере Майя Плисецкая получила премию итальянского искусства «Виа Кондотти». В конце 1980-х артист сотрудничал с Королевским театром Мадрида, руководя труппой Национального балета Испании. Несмотря на это, Плисецкая утверждала, что никогда не считала работу хореографа своим призванием.
Я никогда не хотел быть хореографом. Эта страсть не обожгла меня мучениями. По своей натуре я больше художник. Хотя всегда было много фантазий и идей. Мои маленькие хореографические репетиции обязательно родились Майя Плисецкая, «Я, Майя Плисецкая»
«Удочеренная» дочь балерины
Спустя несколько десятилетий, именно в январе 1999 года, не без помощи СМИ появилась тайная дочь Майи Плисецкой, 23-летняя Юлия Глаговская. В интервью известному изданию девушка утверждала, что Плисецкая тайно родила ее в Ленинграде в 1976 году. Майя Михайловна не стала воспитывать ребенка, поэтому Юлию усыновил агент КГБ Борис Глаговский, жена которого при этом время потерял ребенка. Однако, по словам Юлии, о которой рассказывается в книге Елены Обойминой «Майя Плисецкая. Богиня русского балета», артист периодически навещал ее.
Творческий путь
Буквально за день до начала страшной войны в филиале Большого театра прошел выпускной концерт воспитанников хореографического училища, где училась Майя. До окончания оставалось два года, но для этого концерта, помимо выпускников, были отобраны лучшие старшеклассники. Сегодняшнее шоу стало для Плисецкой знаменательным событием, это был ее первый успех.
На следующий день разразилась война. Майя с мамой и братьями уехала в эвакуацию в город Свердловск. По неточной информации, сюда пришлось эвакуировать школу и Большой театр. Но ни один из них не приехал в Свердловск, и Майя упустила возможность целый год профессионально заниматься балетом. Девушка постепенно запаниковала, она уже не представляла свою жизнь без балета.
До Свердловска дошли слухи, что часть труппы Большого театра и школа, где училась Плисецкая, находятся в Москве и никуда не ушли. Майя сбежала из Свердловска и уехала в столицу. Как только приехал, сразу приступил к занятиям. Ее сразу приняли в выпускной класс.
В 1943 году на выпускном экзамене Плисецкая получила «отлично» и сразу была зачислена в труппу Большого театра (к тому времени она уже исполнила несколько сольных партий в филиале Большого театра).
То, что эта личность очень индивидуальна, было ясно с первых же шагов на сцене Большого театра. Она была невероятно динамичной, страстной и выразительной. Майе не пришлось долго ждать, чтобы добиться успеха. Первое признание публики пришло после балета «Шопениана», где она исполнила мазурку. Любой прыжок и приземление на сцене взорвали зал бурными аплодисментами.
Майя достигла вершины своего успеха, поднимаясь по лестнице, все выше и выше с каждым шагом. Балет «Спящая красавица» начинался для нее ролью сиреневой феи, потом была фея Виоланте и, в конце концов, так Аврору сыграть никто не мог.
То же самое и с балетом «Дон Кихот». Майя сыграла практически все женские роли, прежде чем приблизиться к главной героине Китри.
Ей подчинялась каждая часть балета, будь она неугомонной и вспыльчивой героиней или тонким лирическим персонажем.
Год первого | Балет | Роль |
1945 г | «Золушка» | Осенняя фея |
1960 г | «Конек-Горбунок» | Царь девушка |
1960 г | «Каменный цветок» | Леди Медной горы |
1964 г | «огненная птица» | Жар-птица |
1965 г | «Легенда о любви» | Мехмене Бану |
1967 | «Кармен-сюита» | Кармен |
1972 г | Анна Каренина | Анна Каренина |
1980 г | «Чайка» | Нина Заречная |
1985 г | «Дама с собачкой» | Анна сергеевна |
Менее чем за 10 лет Майя Плисецкая получила сразу три титула:
- 1951 — Заслуженный артист РСФСР;
- 1956 — Народный артист РСФСР;
- 1959 — Народный артист СССР.
В 1967 году вместе с Александром Зархи Майя снялась в фильме «Анна Каренина», где блестяще исполнила роль Бетси Тверской.
Балет Чайковского «Лебединое озеро» стал решающим в жизни Майи Плисецкой. Он не знает, сколько раз играл в нее. Если бы представилась возможность подсчитать, эта цифра непременно попала бы в Книгу рекордов Гиннеса. Он танцевал ее 30 лет, более 800 раз.
Майя получила столько наград в стране и за рубежом, что, как и «Лебединое озеро», их трудно сосчитать.
Написал мемуары «Я, Майя Плисецкая». Там, по словам самой танцовщицы, можно учиться всю ее жизнь, с радостями и успехами, болью, разочарованиями и победами.
Солистка Большого театра
Майя Плисецкая в роли Маши в балете «Щелкунчик». 1944 г. Москва. Фото: Александр Царьман / pinterest.ru
В конце 1942 года Майя Плисецкая вернулась в Москву. В следующем году на выпускном экзамене школы она с отличием исполнила роль Королевы дриад из балета «Дон Кихот». А вскоре ее приняли в труппу Большого театра. Сначала девушке не давали главных ролей — она была актрисой в танцевальной труппе и получала минимальную заработную плату. Успех пришел к Плисецкой, когда он сыграл в балете «Шопениана».
За две репетиции я выучил прыгающую мазурку в Шопениане за две репетиции и танцевал ее с большим успехом. <…> Я намеренно старался на мгновение задержаться в воздухе на высоте каждого прыжка, что вызывало энтузиазм публики. Каждый прыжок сопровождался аплодисментами. Сам я не предполагал, что публике так понравится этот маленький трюк. Успех был действительно большим. На следующую «Шопениану» часть поклонников балета уже отправилась «на Плисецкую». Майя Плисецкая, «Я, Майя Плисецкая»
Вскоре танцовщицы стали получать сольные роли. Сначала более мелкие, например сказочные игры в «Спящей красавице», а затем и главные: Маша в «Щелкунчике», Джульетта, Царь-дева в «Конек-Горбунке» и многие другие. 22 декабря 1949 года Плисецкая выступила на Кремлевском концерте в честь дня рождения Иосифа Сталина. В следующем году она впервые исполнила партию Китри в «Дон Кихоте», ставшую одной из самых известных в репертуаре балерины. В этом впервые увидел участие тринадцатилетний Рудольф Нуриев. Спустя годы он вспоминал: «Я не плакал, я рыдал. Рыдали от счастья. Вы устроили пожар на сцене».
Учёба и начало карьеры
Понимая, что без регулярных занятий с профессиональными педагогами в настоящем балетном классе она потеряет артистические способности, гибкость и выразительность, в военное время девушка решает бежать в Москву. Затем, в возрасте 16 лет, Майя возвращается в выпускной класс танцевальной школы и оканчивает ее в 1943 году.
Первый большой концерт Майи Плисецкой состоялся накануне вторжения немецких войск на территорию Союза. Это был спектакль выпускников хореографического класса на сцене филиала Большого государственного академического театра.
Первое признание публики Майя Михайловна Плисецкая получила в балетной постановке Шопениана, где она станцевала мазурку — это был ее звездный час! Каждый прыжок юного таланта вызывал бурю аплодисментов. Благодаря отличному чувству музыки и ритма, после нескольких лет работы в Большой Плисецкой она получила сольные партии, а официальный статус примы был присвоен ей в 1948 году — всего через 7 лет после выпускного концерта.
Первые выступления
Вместе с мамой и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где не было возможности заниматься балетом. И все же именно в Свердловске девочка впервые сыграла роль умирающего лебедя, которую поставила ее тетя Суламифь Мессерер. Говорят, что для достижения этой необычайной лебединой пластики и грации танцовщица часами наблюдала за царскими птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.
В 1942 году воспитанники Плисецких сирот вернулись из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многих выпускников, Плисецкую приняли в балетную труппу Большого театра, но юную балерину это не смутило. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, исполнив сольные номера на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и покорилась.